Изучение курса История Вселенской Церкви призвано дать слушателям общее знакомство с хронологией и фактологическим содержанием истории Вселенской Христианской Церкви в тесной взаимосвязи с процессом формирования православного догматического вероучения. Изучение курса способствует формированию общей культуры современного христианина, является неотъемлемой частью начального богословского образования в формате воскресной школы для взрослых, дает необходимую базу для понимания современного положения Церкви в исторической ретроспективе.
Курс охватывает период от Пятидесятницы до падения Константинополя в 1453 г. Курс дает подробное представление о церковной истории до конца эпохи Вселенских соборов, включая второй период иконоборчества, события Торжества Православия (843 г.) и разделения Церквей (1054 г.). Обзорное представление курс Истории Вселенской Церкви дает о событиях крещения славянских государств (Болгарии и Руси), упадка Византийской империи, турецких завоеваний, крестовых походов и состоянии христианского мира после периода крестовых походов до падения Константинополя.
Изучение курса Истории Вселенской Церкви должно способствовать:
Лекционный материал осваивается в форме теоретических и практических (семинарских) занятий, а также в форме самостоятельной подготовки слушателями докладов и рефератов по отдельным разделам курса.
Во вводной части курса слушателям дается представление о предмете церковной истории, ее источниках и периодизации. Дается представление о возникновении Церкви и начале становленияя ее отношений с окружающим миром и языческим государством. Курс дает представление об эволюции отношений Церкви и окружающего мира, последовательном изменении отношений языческого государства к Церкви.
Рассматриваются эпохальные события прекращения гонений и христианизации государства, начале и эволюции взаимоотношений христианизирующегося государства и Церкви. Отдельная часть курса посвящена рассмотрению формирования догматического вероучения Православной Церкви в борьбе с важнейшими ересями (гностицизмом, арианством, несторианством, монофизитством, монофилитством, иконоборчеством и др.).
Затрагиваются вопросы формирования канонического права. Достаточно большая часть курса посвящена рассмотрению расхождений между Восточной и Западной Церквами в их развитии вплоть до разрыва литургического общения в 1054 г. События крещения славянских государств, упадка Византийской империи, турецких завоеваний, крестовых походов и падения Константинополя в 1453 г. даются обзорно, с целью дать о них общее представление в контексте изучения всего блока богословских дисциплин на взрослом отделении воскресной школы в соответствии с параллельной, более подробной подачей материала в рамках курсов Истории Русской Церкви и Догматического богословия.
Технология процесса обучения дисциплине История Вселенской Церкви включает в себя прослушивание слушателями курса лекций, работу на семинарских занятиях, проверку знаний в виде экзамена.
Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.
Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Обеспечить общее знакомство слушателей с фактами и хронологией церковной истории во взаимосвязи с формированием вероучения Православной Церкви, а также наличие у слушателей понимания исторических корней современной церковной жизни.
Задачами изучения курса являются:
В результате освоения дисциплины слушатель должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
Демонстрировать способность и готовность:
В результате освоения дисциплины слушатель приобретает следующие компетенции:
Дисциплина Истории Вселенской Церкви относится к базовой части программы основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, вузе и/или полученные самостоятельно в процессе изучения самостоятельных, специальных и вспомогательных исторических дисциплин, а также в текущем процессе освоения богословских дисциплин: Катехизис, Догматическое богословие, История Русской Православной Церкви, Сравнительное богословие.
Дисциплина органически связана с вышеуказанными богословскими дисциплинами.
Изучение дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Название раздела/темы |
Количество лекций |
Количество семинарских занятий |
Общее кол-во аудиторных занятий |
Раздел первый.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
|
2
|
0
|
2
|
Тема 1. Предмет церковной истории, источники. Возникновение христианства и Церкви.
|
2
|
0
|
2
|
Раздел второй.
ЭПОХА ГОНЕНИЙ
|
3
|
1
|
4
|
Тема 2. Эпоха гонений, их периодизация, причины, характеристики.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 3. Эпоха гонений. Внутренние опасности для Церкви. Христианская апологетика.
|
1
|
0
|
1
|
Раздел третий.
ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ И ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ
|
12
|
5
|
17
|
Тема 4. Эпоха тринитарных споров. I и II Вселенские Соборы.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 5. Христианское образование в первые четыре века.
|
1
|
0
|
1
|
Тема 6. Возникновение монашества на христианском Востоке.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 7. Возникновение монашества на христианском Западе.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 8. Эпоха христологических споров. III и IV Вселенские Соборы.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 9. Эпоха христологических споров. V и VI Вселенские Соборы.
|
2
|
1
|
3
|
Раздел четвертый.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
|
5
|
2
|
7
|
Тема 10. Первый период борьбы с иконоборчеством. VII Вселенский Собор.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 11. Второй период борьбы с иконоборчеством. Торжество Православия.
|
2
|
1
|
3
|
Раздел пятый.
ЭПОХА РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ |
7
|
2
|
9
|
Тема 12. Разделение Церквей.
|
3
|
1
|
4
|
Тема 13. Христианская Церковь после разделения (период с середины 11 в. до падения Константинополя в 1453 г.)
|
4
|
1
|
5
|
Итого
|
29
|
10
|
39
|
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Курс
|
Семестр
|
Параметры
|
Промежуточный |
Экзамен |
2 |
3 |
устно |
Промежуточный |
Экзамен |
2 |
4 |
устно |
Промежуточный |
Экзамен |
3 |
5 |
устно |
Итоговый |
Экзамен |
3 |
6 |
устно |
Итоговый |
Дипломная работа |
3 |
6 |
письменно; защита устно
|
При сдаче экзамена оценивается степень, глубина знаний и беглость ориентирования слушателя в разделах и темах курса, проработанных в течение семестра, способность ориентироваться в историческом и догматическом поле в рамках проработанного материала. Экзамен демонстрирует знание слушателя по комплексу вопросов церковной истории, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.
Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение слушателя работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 39 академических часов. Тематический лекционный материал делится на пять разделов, внутри нумерации разделов осуществляется сквозная нумерация тем.
Курс изучается в течение 4-х семестров.
В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом во время проведения семинарских занятий, получает промежуточные оценки знаний при сдаче текущих экзаменов.
В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций по темам семестра, демонстрирует знания и практические навыки на семинарских занятиях и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.
В течение срока обучения студент пишет и предоставляет дипломную работу (при желании и при выборе темы из области компетенции дисциплины).
Формой оценки знаний слушателя служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения слушатель сдает экзамен по темам лекций семестра.
Слушатель предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.
Дипломная работа предоставляется слушателем при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется слушателем в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.
Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 3-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 4-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний по предмету на экзамене в конце 5-го семестра.
20% —оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.
20% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 3-го по 6-й).
Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.
28 | воскре-сенье | Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | иер.Иоанн Весь причт |
|||
Вечерня | 17-00 | иер.Иоанн | |||
29 | поне-дельник | Страстная седмица. Великий Понедельник | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
30 | вторник | Страстная седмица. Великий Вторник | Часы. Литургия Преждеосвященных Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2024 года | |||||
1 | среда | Страстна́я седмица. Великая Среда | Часы. Литургия Преждеосвященных Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня. Общая исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
2 | четверг | Страстна́я седмица. Великий Четверто́к | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня, чтение 12 Евангелий | 18-00 | Весь причт | |||
3 | пятница | Страстна́я седмица. Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. | Царские Часы | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня. Вынос Плащаницы | 13-00 | Весь причт | |||
Утреня. Погребение Плащаницы | 18-00 | Весь причт | |||
4 | суббота | Страстна́я седмица Великая Суббота |
Литургия пом. |
07-00 | прот.Валентин Весь причт |
Освящение куличей и пасох | 8.00–11.30 иер.Иоанн; 11.30–14.00 прот.Валентин; 14.00–17.00 прот.Георгий; 17.00–20.00 иер.Алексий | ||||
Чтение Деяний апостольских 21:30 СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА |
Полунощница. Канон Великой Субботы |
ВХ | прот.Валентин | ||
23-20 | иер.Иоанн | ||||
прот.Георгий | |||||
НХ | иер.Алексий | ||||
5 | воскре-сенье | Пасхальная утреня. Литургия | ВХ | прот.Валентин | |
00-00 | иер.Иоанн | ||||
прот.Георгий | |||||
НХ | иер.Алексий | ||||
Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
|||
Литургия Исповедь |
10-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
|||
Пасхальная вечерня | 17-00 | прот.Георгий | |||
6 | поне-дельник | Вмч.Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Цар. Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
7 | вторник | И́верской иконы Богоматери. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | среда | Апостола и евангелиста Марка | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
9 | четверг | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | пятница | Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» | Литургия Водосвятный молебен |
08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
11 | суббота | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия, раздача артоса пом.: |
08-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы |
18-00 | Весь причт | |||
Алексий, Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
13 | поне-дельник | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
14 | вторник | Радоница. Поминовение усопших. Поминовение усопших воинов | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | среда | Свт. Афанасия. Блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
16 | четверг | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
17 | пятница | Прмц. Пелагии | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
18 | суббота | Мц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского. Прмч. Ефрема Нового | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы |
18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Свт. Саввы. Прп. Иова Почаевского. Блгв. Тамары, царицы Грузинской | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Николай | |||
20 | поне-дельник | Воспоминание явления Креста. Прп. Нила Сорского | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
22 | среда | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия пом.: |
08-00 | иер.Алексий Весь причт |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
24 | пятница | Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
25 | суббота | Свтт. Епифания и Германа. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы |
18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Мц. Гликерии. прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Прав. Тавифы | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
27 | поне-дельник | Мч. Исидора. Блж. Исидора | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | вторник | Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
29 | среда | Преполовение Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег | |||
30 | четверг | Ап. Андроника и иже с ним. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | пятница | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин |